Про электронную литературу
Сегодня мы наблюдаем как происходят необратимые изменения в сфере дистрибуции музыки и фильмов. Продажи физических носителей год от года падают. Людям удобнее получать медиаконтент по сети. Простота распространения цифровой информации порождает пиратство. В связи с этим сейчас ведутся нескончаемые бои между правообладателями, потребителями и сторонниками новых моделей этой самой дистрибуции. Лично я уверен, что старые модели обречены на вымирание, и тому есть подтверждения. Самый яркий пример, который невозможно отрицать – это iTunes Store от Apple. Они торгуют музыкой по одной песенке через интернет, и исполнители и Apple получают профит и все довольны.
Но это всё преамбула. Основная моя тема – это книги.
Сейчас в рунете то и дело слышны вопли наших популярных и не очень писателей о том, что их дескать грабят. Стоит выйти в печать новой книге, так пираты её тут же цифруют, выкладывают с сеть и после этого бумажные книги больше никто уже не покупает. Мне жалко писателей, но при всей моей любви к “настоящим” книгам я вынужден заметить, что их дни сочтены. В ближайшие пять лет – художественная, документальная, справочная литература в бумажном виде исчезнет как массовый продукт.
Совсем недавно читал статью в которой рассказывалось что традиционные книжные магазины закрываются по всей Америке. Зато неуклонно поднимается такой гигант как Amazon(крупнейший онлайн продавец книг в мире). Они вовремя сообразили что парадигма меняется и решили не только продавать электронные тексты, но и устройства для их чтения. Причем они решили сделать такие устройства максимально доступными. У них они стоят заметно дешевле 100$. Даже в Москве, можно купить их Kindle 4 за 150$. И это правильно, на продаже самих произведений можно заработать куда больше.
В новую схему традиционные бумажные издательства не вписываются совсем. В них нет никакой надобности. Их вытеснят некие литературные агентства, служащие посредниками между авторами и такими гигантами как Amazon. Теоретически можно обойтись и без них, но боюсь на первых порах они всё же понадобятся в качестве “фильтров” не допускающих на виртуальные прилавки заведомо некачественную литературу. В связи с этим так же предвижу появление такой специальности как “литературный SEO”. Это такой человек, который будет оптимизировать аннотации и рецензии к книге так, что бы её нашло как можно больше заинтересованных людей.
Сами по себе книги не обязательно должны быть просто текстом. Я имею ввиду и динамические иллюстрации и ссылки на дополнительные материалы прямо из текста, которые легко можно сделать доступными только для легальных покупателей.
А что же делать авторам?
Боюсь что в новых условиях авторские отчисления от каждой проданной электронной книги станут меньше чем от бумажных. В некоторых случаях дело может может дойти и до микроплатежей, как в системах продажи фотоизображений. Если задуматься, то решения всего два: либо затягивать пояса, либо придумывать новые литературные формы. В самом деле, при новой схеме дистрибуции совсем не обязательно публиковать и продавать всю книгу целиком. Её можно отпускать по главам, извините за сравнение, как телесериалы. С денежной точки зрения – это справедливо. Если книга неинтересная, то читатель заплатит сущие копейки только за первую главу, а если интересная то он “подсядет” и в итоге заплатит возможно даже не меньше чем за бумажную книгу.
А куда же денется пиратство?
А никуда не денется. Господа издатели и писатели, давайте не будем тешить себя иллюзиями, то что пиратство в той или иной форме сохранится, не вызывает у меня не малейших сомнений. В этом есть вина и самих издателей, слишком много развелось посредников, каждый из которых приклеивает к цене книги свою маржу. Я например, ни за что не стану платить более 10$ за книгу которую прочту один раз. И при этом любая информация, в том числе и литературного свойства, имеет свойство находить кратчайший путь к потребителю. Вот она и утекает пиратским образом.
Пиратство можно победить только одним способом – найти баланс. С одной стороны процесс поиска и покупки книги должен быть максимально простым, а с другой он не должен быть излишне дорогим. Я мысленно себе представляю цену не более 5$, только что бы мне не пришлось вставать со стула.
В общем те производители литературной продукции, которые успеют перестроится и вскочить в этот поезд могут рассчитывать на будущее и прибыль. Те кто не успеют – останутся в пролете. И нечего ныть.
Обсуждение тут https://plus.google.com/101309598105833813016/posts/4fcCqEnVxrw