15 октября 2011 г.

Стальные пещеры – Айзек Азимов

Пещеры155v2 Пещеры 1301782330_azimov_stalniepesch  

Люди любят читать разное. Кому то нравится фантастика как мне, а кому то детективы. Однако при желании и умении эти два жанра легко соединяются. Фантастические детективы далеко не редкость. Случалось так, что и мэтры фантастический литературы не брезговали этим жанром.

Asimov 12f437708327Один из ярчайших примеров этого - роман Айзека Азимова «Стальные пещеры». Сам Азимов вообще очень примечательная личность. Он родился в СССР в 1920 году, но был в трехлетнем возрасте вывезен родителями в США. Он получил разностороннее образование – степени по химии, биохимии, философии. В 1979 году ему было присвоено звание профессор. Служил в армии. Однако больше всего он прославился как писатель и популяризатор науки. За свою творческую жизнь Азимов написал огромное количество литературных произведений и получил кучу наград и премий. На его счету пять премий Хьюго (это такой Оскар в мире фантастической литературы). Но пожалуй наибольшей известностью пользуются его произведения о роботах, в частности серия рассказов под общим названием «Я, робот». Вы наверняка видели одноименный фильм с Уиллом Смитом в главной роли. Фильм неплохой, но снят он по мотивам сразу нескольких произведений Азимова и точного литературного аналога не имеет. Именно Азимову принадлежит формулировка так называемых «Трех законов робототехники», да и сам термин «робототехника(robotics)» придумал тоже он.

Итак «Стальные пещеры»:
Прошло не менее тысячи лет с тех пор как человечество разделилось на собственно землян и обитателей Внешних миров космонитов (spacers), то есть потомков первых космических колонистов. Отношения у космонитов и людей мягко говоря натянутые. Первые смотрят на вторых как на выживших из ума родителей. Дело в том что на земле царит демографический коллапс. Жители Земли окончательно и бесповоротно урбанизировались. Все миллиарды землян загнали себя в мегаполисы – супер города, где живут в дикой тесноте в прямом смысле не видя белого света. Все земляне стали агорафобами и просто патологически не выносят вида открытого неба, живя как крысы в своих городах – стальных пещерах.

С другой стороны космониты благодаря достижениям науки и медицины живут несколько столетий, но отчетливо понимают что из за этого вырождаются и замыкаются сами в себе. Им нужна свежая кровь что бы продолжить человеческую экспансию дальше в космос. Один из наиболее прогрессивно настроенных космонитов направляется на землю что бы найти единомышленников среди землян. И тут случилась неприятность – его убили прямо в собственном кабинете в посольстве космонитов в Нью-Йорке. Назревает межпланетный скандал, грозящий войной.

Сюжет романа – это собственно расследование этого убийства, которое ведут инспектор полиции Нью-Йорка и его напарник, не отличимый от человека робот – чудо космонитской техники. Эта парочка попадает в различные приключения. Всё как и полагается в детективах - заговоры, погони, стрельба. Холодный расчет позитронного мозга робота, интуиция человека и преступнику не скрыться. Этот роман – готовый сценарий кассового фильма. Не понимаю почему Голливуд до сих пор спит и жалуется на недостаток идей.

Интересно что у этого удачного романа есть не менее удачные продолжения. Это романы «Обнаженное солнце» и «Роботы Утренней Зари / Роботы Зари / Роботы Авроры» (в зависимости от перевода). Там та же парочка героев занимается расследованиями убийств, но уже не на Земле а во Внешних мирах, на родных планетах космонитов. Примечательно, что в начале 80-х, на Ленинградском ТВ по роману «Обнаженное солнце» был снят телеспектакль «Последняя альтернатива» со Светланой Крючковой в главной роли. Найти его на торрентах к сожалению не получается. Буду рад если поможете.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

спасибо, как раз думал что почитать.